Вопрос №47: «Построение управленческого учета»

Описание вопроса: Добрый день! Прошу у Вас помощи. Помогите, пожалуйста, разработать систему управленческого учета, в частности помочь с формами периодических отчетов. Анализ финансовой системы произвела, выделила ЦФО. Составила схему движения денежных потоков. Спасибо!

Уточнение вопроса: Добрый день!
Дело в том, что мои руководители имеют лишь представление о управленческом учете. И соответственно, не знают какие отчеты им могут быть предоставлены. И вообще для чего им это нужно тоже не знают. В инете много мнений по этому поводу. До этого в нашей организации экономиста не было. Теперь я предлагаю ввести управленческий учет. Если с теорией все более или менее понятно, то с практикой не очень.

Я выделила несколько обязательных форм для ведения отчетности:

  • Бюджет доходов и расходов;
  • БДДС;
  • форма поступления/затраты в целях создания резерва ден.средств;
  • Бюджет продаж;
  • Таблица ежедневного учета ден.средств;
  • Смета затрат;
  • График финансирования и платежный календарь;
  • Формы учета ТМЦ и бюджет запасов;
  • Формы расчета себестоимости строящегося объекта.

Несколько дополнительных: 

  • Бюджет общепроизводственных затрат;
  • Бюджет трудовых затрат;
  • Бюджет коммерческих расходов;
  • Бюджет общих административных расходов.

Появился вопрос: Периодичность предоставления данных отчетов? Способы сбора информации?
Введение управленческого учета очень актуально, поскольку у нас группа компаний и финансовое управление одно (одна бухгалтерия)
Спасибо!

Ответ:

Доброго дня!

Довольно интересный вопрос и актуальный для многих экономистов.

Позволю себе общий комментарий к ситуации.

На мой взгляд, у Вас есть довольно большая проблема, которая на данный момент не так очевидна. Проблема заключается в том, что Ваше руководство не очень понимает суть Вашей работы и что главное цели этой работы. На данный момент у Вас происходит все более менее гладко, но это только пока. Теперь несколько подробнее.

Вы проделали очень полезную и большую работу даже просто разработав перечисленные Вами формы. Думаю, что сам состав форм, если есть необходимость, можем обсудить, но это можно сделать в отдельной форме. Совершенствовать можно постоянно ту или иную форму, нужно только понимать цель.

Вы задали очень важный вопрос относительно периодичности и способа сбора информации.

Периодичность отчетности

Здесь нет каких либо конкретных требований о периодичности отчетности, так как это не бухгалтерский учет и регламентированные законодательством отчеты. Здесь Вы волны выбирать любые варианты, однако, это не так просто. На мой взгляд, к этому вопрос необходимо подходить учитывая несколько моментов.

  • Требование руководства к периодичности. Это немаловажный фактор, так как собственно в конечно счете для руководителей готовятся управленческие отчеты, изменяясь в зависимости от уровня пользователя.
  • Возможности сбора информации. Это является довольно серьезным ограничением в подготовке отчетности. Вам необходимы трудовые ресурсы для сбора отчетности.

Одной из самых основных целей подготовки управленческой отчетности является принятие управленческих решений. Соответственно важно понимать насколько детализированные решения принимаются, насколько часто необходимо их принимать, т.е. насколько оперативно вносятся коррективы в текущую деятельность компании (группы компаний).

Ну вот собственно у Вас и возникает проблема, о которой я писал изначально. У Вас нет четких требований руководства. С одной стороны Вы вольны предлагать варианты и это радует, но с другой стороны есть следующая сложность.

Физические данные для управленческого учета по факту Вы будете собирать из бухгалтерии, с помощью экономистов или бухгалтеров Вы будете это делать? Скорее всего с помощью бухгалтеров, так как экономистов у Вас пока не очень много. Таким образом, Вы получаете ситуацию, что бухгалтер должен сделать свою основную работу, которая регламентирована и может быть перенесена по срокам, с другой стороны ему необходимо подготовить Вам отчетность в Вашей аналитике, которая скорее всего будет отличаться от бухгалтерской и не в меньшую сторону. Возникшие ограничения Вы, конечно, понимаете.

Поэтому давайте разбираться более предметно с Вашей ситуацией.

В чем заключается Ваша деятельность и какое количество компаний входит в группу компаний?