Вопрос №0003 «Проект бизнес-плана. С чего начать?»

Подробнее о сути вопроса: Работаю экономистом в пассажирском автотранспортном предприятии, опыта работы нет. Очень буду рада любому совету, но в данный момент мне нужно сделать проект бизнес-плана на 2011 год, с какой стороны к нему подойти я не знаю. Как расчитать все доходы и расходы, экономический эффект того или иного мероприятия и все, что с этим планом связано.

Ответ:

Добрый день.

Извиняюсь за задержку с ответом. Нужно было немного вспомнить прошлое и поразмыслить над этим.

Итак, начнем.

Насколько я понимаю, у нас имеется пассажирское автотранспортное предприятие, бизнес-план которого необходимо презентовать. На мой взгляд, сложного в этом ничего нет. Если начинать сначала, то давайте рассмотрим такой вопрос — пассажиропоток. Данный показатель является одним из основных в пассажирских транспортных предприятиях. Пожалуй, это один из самых сложных показателей при создании бизнес-плана. Основная сложность заключается в том, что данный показатель довольно сложно спрогнозировать и занимаются этим, в основном, специалисты из маркетинга, так как необходимо проводить анализ рынка данной услуги и понимать, на что мы можем рассчитывать в следующем году. Допустим, у нас есть показатель, от которого мы можем отталкиваться, например, объем пассажиропотока предыдущего периода. На основе полученных данных производится планирование пассажиропотока на будущий период (в нашем случае на 2011 год). Для того чтобы более конкретно рассмотреть процесс планирования пассажиропотока, все такие хотелось бы узнать чем именно занимается предприятие, т.к. у каждой области есть свои особенности и, в зависимости от деятельности, рассмотрим более подробно факторы, которые оказывают влияние на пассажиропоток и т.д. 

Когда получены данные о планируемом пассажиропотоке начинается самая интересная и активная стадия планирования для нас, сотрудников планово-экономического отдела. Исходя из спроса на нашу услугу, начинаем планировать наши доходы и расходы, а также формировать цену на нашу услугу. К этому вопросу можно подойти с нескольких точек зрения, существующих в экономике. Предлагаю рассмотреть классический вариант, а именно расчет точки безубыточности производства. Чтобы не осталось никаких вопросов ни у кого, поясним, что это такая точка, в которой наши расходы равны нашим доходам. То есть ни о какой рентабельности здесь речи не идет, только лишь безубыточность деятельности.

Начнем с доходов. Если мы рассматриваем область пассажирских перевозок, то надо иметь ввиду, что есть несколько факторов, которые могут оказывать влияние на устанавливаемые тарифы. Постольку, я не владею информацией, чем именно занимается Ваше предприятие, то отмечу лишь тот факт, что необходимо проработать данные вопрос со стороны изучения законодательства. Например, некоторые тарифы в нашей стране регулируются Федеральной службой по тарифам (ФСТ), в каких-то моментах деятельность может заинтересовать Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и другие, поэтому очень советую начать этот вопрос с изучения законодательства, прежде чем устанавливать тарифы. Именно по этой причине я начал описание расчета с доходов, так как в некоторых случаях это ставит довольно в жесткие рамки. Итак, когда с уровнем тарифа мы все-таки определились, также исследовав коньюктуру рынка и т.д. , мы без труда с Вами сможем посчитать плановые доходы от деятельности предприятия. Как именно это сделать, я думаю, понять Вам не составит труда, но если есть какие-либо вопросы по этой части, обязательно задавайте.

Теперь, что касается расходов. Планирование расходов предприятия такого рода начинается, опять же, исходя из планируемого пассажиропотока. В зависимости от него рассчитывается довольно много расходных статей предприятия. Зная планируемый или желаемый пассажиропоток, производится расчет потребности транспортных средств, для перевозки данного количества пассажиров. Это довольно важный момент, так как зная точный маршрут следования транспортного средства и утвердив распорядок его рабочей смены, можно спланировать расходы на топливные ресурсы, прямо относящиеся на конкретное транспортное средство. Далее идет вполне стандартный процесс планирования деятельности предприятия. Только, на мой взгляд, если необходимо составить бизнес-план предприятия, то не стоит очень сильно углубляться в детализацию расходов, так как необходимо показать глобальные цифры. Причем, бизнес-план правильно делать в нескольких вариантах – пессимистичный и умеренный, так как необходимо спрогнозировать как внутренние факторы предприятия, которые могут оказать влияние на результаты деятельности, так и внешние, например уровень инфляции, изменение конъюнктуры рынка транспортных услуг и т.д. Это в большей степени касается составления бизнес-плана на 3-5 лет и более, поскольку, сложно предугадать поведение всех факторов. Почему я не написал про оптимистичный вариант – потому что лучше превысить план, особенно в части финансового результата и денег, чем нарисовать оптимистичный бизнес-план и не выполнить его. Это касается и планирования на год.

Теперь что касается формы представления всего этого добра. Совет из личного опыта. Так как время для составления бизнес-плана на 2011 год еще достаточно, то советую Вам составить некую бизнес-модель в Excel, которая бы отвечала неким критериям мобильности. Имеется ввиду мобильность, которая будет отвечать изменениям внешних факторов, таких как, пассажиропоток, цены на топливо, цены на материалы, услуги и т.д. Так что воспользуйтесь советом, так как в дальнейшем это Вам очень пригодиться.

Если Вам понадобиться конкретная помощь в разработке экономической модели и дальнейшего составления бизнес плана, я могу Вам помочь, так как опыт в подобной деятельности у меня есть. Так что если что — всегда рад помочь.

Но это было небольшое творческое отклонение. Теперь что касается непосредственно бизнес-плана. Надо понимать, что бизнес-план, который мы будем составлять, должен быть средством привлечения инвестиций в компанию, а также неким планом действий руководства компании. Это довольно прописная истина, но не всегда ей следуют. И все-таки, есть несколько требований, которым, на мой взгляд, должен отвечать бизнес-план компании, о некоторых я уже более подробно упомянул выше.

  1. Само представление бизнес-плана не должно быть слишком вычурно. Он не станет красивее, если его украсить какими-либо картинками, но при этом, по сути, информативность его будет минимальна.
  2. Бизнес-план должен быть сформирован с нескольких точек зрения. Как для примера возьмите сначала умеренную и пессимистичную модель. В дальнейшем требования и условия будут меняться и, соответственно, Ваша модель тоже.
  3. Мобильность. Это как раз то требование, о котором я говорил выше. Но тут речь идет не о расчетах. Речь идет о том, что деятельность компании должна быть спланирована таким образом, чтобы без каких-либо серьезных скачков реагировать на изменяющиеся условия рынка.

Это, на мой взгляд, основные требования. Также мы можем рассмотреть то, из чего должен состоять бизнес-план, так как в нем все-таки не только экономическая составляющая, но мне кажется, для этого есть много учебных пособий, руководств и ресурсов, где можно это узнать.

Надеюсь, я хоть немного Вам помог. Готов в дальнейшем оказывать помощь в разработке бизнес-плана, так как дело это довольно интересное и требующее больших усилий. Если потребуется помощь — обращайтесь.