Анализ списания ТМЦ
Вопрос №42: «Учет готовой продукции»
Описание вопроса: Здравствуйте. Устраиваюсь экономистом на предприятие по производству плиты МДФ. Только-только начали производить продукцию. Нормы расхода сырья есть. Но проблема с учетом продукции и списанием материалов. Как оперативно можно собирать информацию с цеха? Можно ли требовать с начальников смен эту информацию? Спасибо.
Ответ:
Добрый день.
По опыту данной работы могу сказать, что с начальников смен эту информацию требовать можно. Но тут не все так очевидно. Для того, чтобы требовать с сотрудников непосредственно занятых на производстве подобную информацию необходимо создать условия для возможности учета информации. Способы бывают разные, но перед началом такой работы Вам нужно четко для себя понять как и что Вы планируете учитывать. Постольку поскольку мы говорим об управленческом учете, то Вам необходимо завести необходимые аналитические измерения в документы (первичные), а также в ИТ системы по учету затрат.
Например, аналитики могут быть следующие:
- Код цеха;
- Цех;
- Код продукции;
- Продукция;
- Объем (речь идет как об объеме производства на каком либо переделе так и в целом по готовой продукции, это определяется документом, который устанавливает нормы);
- Код затрат (можете придумать шифр, чтобы затраты шифровались так как Вам необходимо);
- Группа ТМЦ;
- Наименование ТМЦ.
Можно ввести данные аналитические измерения в документы, которые сотрудники передают в бухгалтерию, а в них будет необходимая Вам информация. Далее Вам также необходимо понять каким образом Вы эту информацию будете получать.
Варианта два:
1. Автоматически выгружать из учетной системы (например, 1с)
2. Вручную разбирать первичную документацию.
Второй вариант, очевидно, более трудоемкий и менее производительный, поэтому нужно провести работу с бухгалтерией о возможности ведения данной информации в учетной системе, но для бухгалтерии также нужно подумать об удобстве ведения данной работы, так как удовольствия от этого получать тоже никто не будет. Как вариант можно ввести систему штрих-кодов на предприятии, но это тоже большая работа.
Все это Вам необходимо для того, чтобы вовремя принимать решения об изменении технологической схемы (при превышении норм расхода), а также для корректного анализа фактических данных.
Если вкратце то примерно таким образом строится работа.
Все дополнительные вопросы предлагаю обсудить в комментариях ниже.
.... «Но проблема с учетом продукции и списанием материалов»....
Готовую продукцию сдают в подотчет (ответственность) зав.складом готовой продукции на основе приемосдаточного акта.
Сдал — мат.ответственное лицо (представитель) цеха.
Принял — зав складом готовой продукции.
Таким образом вы можете получить данные по остаткам продукции на складе с карточек её (продукции) учета. Карточка уч. содержит сведения о поступлении продукции, её расходе и остатках (по номенклатуре).
Перемножьте кол-во ед. поступившей на склад продукции (в номенклатуре) на нормы расхода по каждому изделию и получите объем (в ассортименте) израсходованных материалов и комплектующих на поступившую из цеха (производства) продукцию готовую к реализации (продажи).
Связь со складом держите через своего подчиненного, затем эти данные обяжут предоставлять вам зав. складом.
С цехом Вы можете иметь дело только по оперативному учету:
сколько и в какой стадии находится в производственном процессе изделий. Но это задача либо производственного отдела, либо диспетчера цеха. Эта задача -промежуточная; для оперативного влияния на производственный цикл.
Да и ваше участие в вышеописанном необходимо только в случае необходимости выявления (вместе с ПТО) резервов и денежного их выражения для последующего планирования норм расходов (вместе с техотделом) по номенклатуре выпускаемой продукции.